Упражнение «Пять шагов»
Цель упражнения: повышение готовности участников выделения приоритетов при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив;
- формирование умения ставить реальные и достижимые цели, соотносить их со своими возможностями.
Применение методики: в круге среди 6-12 учеников, возможно при работе с классом.
Среднее время на выполнение упражнения не превышает 40 минут.
Последовательность действий
- Ведущий предлагает группе сформулировать значимую цель, например, поступить в учебное заведение, найти интересную работу, добиться в будущем выдающихся профессиональных успехов.
- Ведущий предлагает группе определить «портрет» человека, который будет стремиться к достижению заданной цели, а именно:
- пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих);
- успеваемость в школе;
- материальное положение и социальный статус родителей и близкого окружения.
- Каждому участнику самостоятельно следует выделить пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели.
Время - отводится примерно 5 минут.
- Далее учащиеся распределяются на малые группы по 3-4 человека.
- В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека).
В итоге обсуждения каждая группа формулирует самые оптимальные пять этапов.
Время ограничивается в пределах 5-7 минут.
- Представитель от каждой группы презентует итоги обсуждения. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).
- При подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными группами (нередко совпадение оказывается значительным).
Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют, например, сложившейся ситуации на региональном рынке труда.
«А вот и я!»
Упражнение позволяет смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение и, таким образом, способствует повышению готовности претендента на вакансию к успешному прохождению интервью с потенциальным работодателем.
Методика проводится в круге, но может использоваться и при работе с классом. Количество участников: от 6-8 до 15-20 человек
Время проведения - от 30 до 40-50 минут
Методика может быть проведена в разных вариантах
Вариант 1
Каждому участнику требуется составить 5-7 ключевых правил поведения для поступающего и 5-7 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. На это отводится примерно 5-7 минут.
Ведущий предлагает двум ученикам-добровольцам выполнить первое игровое задание:
В течение 5-7 минут представить мизансцену собеседования с распределением ролей – один из учеников перевоплощается в работодателя, а другой выступает в роли претендента на вакансию. При этом ведущий уточняет название вакансии, ориентировочные требования к кандидатам на работу и желательно, чтобы предприятие, куда собирается трудоустраиваться претендент, было бы известно присутствующим.
В это время остальные ученики внимательно наблюдают за действиями исполнителей ролей и отмечают, что им удалось достичь, а какие ошибки были допущены обеими сторонами. Оценки могут быть выражены по 5-ти балльной шкале, а затем ведущий проводит групповое обсуждение ролевого поведения учеников.
Рекомендуется начинать обсуждение с выступления самих исполнителей ролей, предоставить им возможность высказаться, а затем выступают присутствующие. По времени продолжительности групповая беседа займет не более 5-7 минут. Если есть возможность, можно подсчитать, сколько баллов набрали «работодатель» и «претендент на вакансию» по оценкам остальных игроков.
Перед началом групповой беседы ведущий напоминает правила:
- не следует перебивать выступающих;
- не критиковать друг друга и стремиться исключать повторы, чтобы больше внимания уделить сущностным вопросам.
Вариант 2
Во второй части урока ведущий предлагает несколько изменить исходные условия упражнения – пройти групповое собеседование, когда со стороны организации-работодателя сразу несколько представителей, своего рода приемная комиссия. Желающему пройти «испытание» предоставляется право выбора – на какую вакансию (специальность) он собирается оформиться, а также кратко называет основные характеристики своего «героя».
Роль руководителей, а точнее - членов Приемной комиссии будут играть все остальные участники, при этом, для большей остроты игры все делятся на две команды, т.е. беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две Приемные комиссии на конкурсной основе.
Смысл дальнейшего задания заключается в том, что члены комиссий будут по очереди задавать претенденту различные вопросы в течение 5-7 минут. Затем члены комиссий по 5-балльной шкале оценивают, насколько готов претендент к зачислению в их организацию. После этого в каждой команде (в каждой комиссии) проводится небольшое обсуждение и определяется средний балл, который набрал «претендент». В результате выполнения данного упражнения с участием группы разрабатываются рекомендации о том, как следует подготовиться и вести себя на собеседовании.
Упражнение «Звездный час»
Цель игрового упражнения - помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением об успехе.
Оптимально проводить упражнение в подгруппе.
Затраты времени - около 20-40 минут, но если получится интересная дискуссия, то времени потребуется больше.
В самом общем плане участники игры пытаются выделить и обсудить различные радости жизни и работы, наиболее характерные для представителей тех или иных профессиональных и социальных групп общества.
Возможны различные варианты проведения упражнения.
Во-первых, можно рассмотреть «звездные часы» для типичных профессиональных стереотипов представителей различных профессий - ученого, продавца, таксиста и т.д. Также можно рассмотреть и стереотипы более широкого плана - «нового русского», «шикарной женщины», «супермена», «пьющего человека», «простого человека» и т.п.
Во-вторых, варианты проведения упражнения могут быть разными по форме и процедуре.
Вариант 1
Основные этапы проведения:
- Участники рассаживаются в круг и совместно определяют, какой профессиональный (или социальный) стереотип они будут обсуждать. Например, все сошлись на профессиональном стереотипе типичного «бармена».
- Далее ведущий дает участникам следующее задание: «Предлагаю каждому из вас представить, какие самые приятные минуты в жизни типичного бармена (у каждого может быть свое собственное представление об этом).
Далее все мы по очереди кратко выскажем свои предположения и обсудим их».
- Участники по очереди говорят о своих представлениях «звездного часа» бармена. Ведущий не должен каким – либо образом критиковать эти представления.
Высказывания участников могут повторяться.
- Далее организуется обсуждение, и поскольку такие представления носят в основном субъективный характер, то не следует стремиться к полной «объективности» обсуждения.
Ведущий должен быть готов согласиться даже с теми мнениями, которые сам не разделяет. Смысл упражнения - не столько в том, чтобы актуализировать их представления о «радостях» того или иного труда и, лишь по возможности, в тактичной и ненавязчивой форме, подкорректировать эти представления.
Вариант 2
Предусматривает распределение участников на небольшие группы, ориентировочно по 3-5 человек. Выполнение упражнения – по предусмотренному сценарию.
Разновидностью 2-го варианта упражнения является его организация, когда микрокоманды обсуждают только один профессиональный или социальный стереотип и в ходе общей дискуссии определяют, чье представление о значимости данного стереотипа является наиболее полным и правильным. Нередко оказывается, что в различных микрогруппах представления близки или даже совпадают полностью.
Вариант 3 - «Хвастуны»
- Каждому игроку дается задание: «Придумайте наиболее интересный для себя профессиональный или жизненный стереотип. На отдельном листочке в течение 5-7 минут написать название этого стереотипа и выписать 2-3 наиболее характерных счастливых мгновений из жизни, связанное с данным стереотипом (это своеобразная разминка перед основным упражнением).
В игровой ситуации каждому предстоит похвастаться, какой Он молодец и как у Него все здорово получается. Важно подумать о том, при помощи каких слов и типичных манер, стиля поведения наиболее убедительно представить загаданный стереотип.
- Далее выбираются два игрока-добровольца и разыгрывают небольшую мизансцену в течение 5-10 минут, в которой по очереди, а может даже, перебивая друг друга, начинают хвастаться своей прекрасной жизнью и работой, но называя не саму работу, а наиболее характерные радости, связанные с данной работой. В этом своеобразном соревновании необходимо сыграть более успешного человека.
- После этого предлагается назвать тот стереотип, который изображал каждый из участников мизансцены и провести обсуждение того, насколько достоверно удалось каждому изобразить свой загаданный стереотип. Следует проанализировать манеру разговора, интонации и прочие невербальные средства коммуникаций, которыми обменивались участники в ходе выполнения упражнения.
Методика «Самая – самая»
Методика ориентирована на повышение уровня информированности в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с такими ее составляющими, как «престижность» и «привлекательность».
Упражнение может проводиться в круге или при работе с целым классом.
Для круга количество участников - от 6-8 до 13-15.
Затраты времени на выполнение упражнения - от 15 до 25-30 минут.
Последовательность действий
Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы будете по очереди называть те профессии, которые, по – вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристик подходят.
Например, характеристика - самая высокооплачиваемая сегодня профессия?»
Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты.
Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой) профессия, то можно задавать уточняющие вопросы.
Всего таких характеристик должно быть не более 5 - 7.
Если упражнение проводится с классом, то после того, как ведущий назовет первую необычную характеристику, участники просто со своих мест предлагают варианты наиболее подходящих профессий.
Ведущий выписывает 3-5 наиболее прозвучавших вариантов на доске, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение «самой-самой» профессии.
Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение.
Примечание. Ведущему необходимо быть внимательным и уважительно относиться к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными.
В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должно опираться на объективные знания о них. Для того, чтобы выполнение упражнения проходило более динамично, лучше заранее подобрать некоторые характеристики профессий.
Например, самая опасная профессия, самая интересная….
Игра «Спящий город»
Цель игры: оказание содействия старшеклассникам в более обоснованном выборе профиля обучения, знакомство с особенностями профессиональной деятельности в наиболее престижных сферах.
Условия игры: группа 12-15 человек и (или) целый класс
Затраты времени: игру можно провести в течение урока - до 40-45 минут. Желательно с возможностью предоставить участникам пространство для групповой работы (стол, стулья для всей группы).
Последовательность действий
Инструкция: «Сегодня Вас приглашают принять участие в игре, чтобы помочь жителям одного небольшого города в решении самых разных проблем. Вы сможете побывать в роли - представителей правопорядка, администрации, здравоохранения, коммерсантов и представителей самых разных профессий, которые очень востребованы на рынке труда, чтобы увидеть, какую пользу можно принести другим и всем вместе обустроить свой город.
По условию игры необходимо разработать программы улучшения жизни населения по разным направлениям:
1 – обеспечение правопорядка в городе, снижение правонарушений (юридические аспекты);
2 – организация управления городом, совершенствование работы администрации, органы общественного самоуправления;
3 – развитие экономики, повышение благосостояния и занятости жителей (социально-экономические аспекты);
4 - психологическая помощь (психологические аспекты);
5 – совершенствование здравоохранения (медицинские аспекты).
Для разработки программ по этим направлениям формируются команды».
1) Формирование команд
Ведущий предоставляет всем участникам возможность по желанию войти в ту или иную программу, но следит за тем, чтобы они формировались относительно равномерно. В случае, если для какой-то программы желающих не находится, следует напомнить о том, что в таком случае игра не состоится.
2) Подготовка проектов программ
В течение 10-15 минут каждая группа формулирует пять основных дел для реализации своей программы. Групповое обсуждение и принятие общего решения. Затем группа определяет, кто из ее участников выступит от имени данной группы (представит разработанную программу) и ответит на вопросы остальных участников игры.
Задача ведущего – только консультировать, отвечать на уточняющие вопросы, следить за выполнением задания к обозначенному времени.
3) Презентации программ
На этом этапе игры ведущему необходимо предварительно подготовить перечень острых вопросов для каждой группы, чтобы придать диалогу сторон актуальность и динамику, поддержать активность дискуссии на хорошем уровне.
4) Подведение итогов
Выявление группы-лидера, где участники смогли не только разработать эффективную программу действий, но и доходчиво, наглядно ее представить другим. Эффект данной игры можно усилить съемкой поведения участников на видеокамеру, а затем провести анализ видеозаписи. Но при этом игру должны будут проводить уже два человека: ведущий и оператор, а время проведения игры (вместе с просмотром записи) может превысить по продолжительности время урока.
Упражнение «Угадай профессию»
Цель упражнения - познакомить участников со схемой анализа профессий.
Упражнение проводится с классом или группой, а может быть использовано и в индивидуальной работе.
Время необходимое для выполнения упражнения - около 45 минут.
На подготовительный этап затрачивается большая часть времени, тогда как выполнение упражнения занимает около 10-15 минут.
Последовательность действий
- Ведущий предлагает учащимся в классе (группе) назвать хорошо всем знакомую профессию, например, такую как - таксист, врач, учитель и т.д.
- Далее ведущий обращается к классу со следующим заданием:
«Представьте, что я прибыл(а) с другой планеты и ничего не знаю о планете Земля - ни об укладе жизни, ни о взаимоотношениях между людьми и т.д., хотя прекрасно понимаю, что мне говорят. Необходимо объяснить, что в себя включает понятие «профессия» и в чем заключается работа по профессиям таким как, например - таксист, врач, повар т.е. то, что ранее называли учащиеся)».
Обычно участники игры называют 8-12 характеристик профессий, которые являются далеко не исчерпывающими. Иногда учащиеся просят, чтобы им задавали наводящие вопросы.
Цель данного этапа - сформировать желание у учащихся познакомиться со схемой, которая помогла бы познакомиться с любой из профессий.
- Ведущий излагает схему анализа профессии. Сразу же, по ходу записи таблицы ведущий показывает, как можно было бы анализировать профессию таксист, которая вызвала определенные затруднения у участников игры.
Задача ведущего не столько проанализировать профессию, сколько показать учащимся, что схема на самом деле несложная и с ее помощью вполне можно анализировать различные виды профессиональной деятельности.
- После знакомства со схемой анализа профессий все участники разбиваются на пары и ставится задача:
- каждый «загадывает» конкретную профессию, не информируя об этом своего соседа по парте и «кодирует» ее с помощью характеристик схемы анализа профессии в свободной колонке на своей таблице;
- учащиеся обмениваются тетрадями с «закодированными» профессиями, чтобы определить ту деятельность, которую каждый из них «загадал»;
Данное упражнение можно использовать в работе с микрогруппой (3-5 человек), когда каждый загадывает свою профессию, после чего по очереди эти профессии отгадываются всеми участниками. Работа с микро группой позволяет предметно и спокойно организовывать обсуждение материала.
Упражнение можно использовать и в индивидуальной работе как элемент профконсультации. Если требуется уточнить или проверить уже сделанный выбор, то можно предложить учащемуся загадать (закодировать) по схеме уже выбранную профессию, предварительно познакомив со схемой анализа профессий, а профконсультант выступит в роли отгадывающего. Если учащийся вообще не определился в своих профессиональных предпочтениях, то профконсультант знакомит его со схемой анализа профессий, затем предлагает ему выписать наиболее привлекательные для себя характеристики профессии и уже после этого и профконсультант, и подросток участвуют в выполнении представленного упражнения.
Упражнение «Эпитафия»
Цель игрового упражнения - повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни.
Методика рассчитана на работу в круге.
Количество участников - от 8-10 до 15-20.
Время проведения - от 25 до 40 минут.
Последовательность действий
- Участники рассаживаются в круг и ведущий «загадочным голосом» рассказывает им притчу: «На Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил три года...», или «Нузгар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет... Что, на Кавказе считать не умеют? Или по-разному оценивали односельчане насыщенность жизни данного человека?».
- Инструкция: «Давайте вместе составим рассказ о некотором человеке, нашем современнике, выпускнике 2000-х годов, который проживет ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека - из этих-то событий и сложится его жизнь. Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими «веселыми ребятами-суперменами»...). В конце игры мы подумаем, насколько удалась жизнь главного героя, насколько она оказалась содержательной и какую пользу он смог принесли людям».
- Ведущий называет первое событие, например: «Наш герой окончил среднюю школу с двумя четверками...». Далее, остальные участники по очереди называют свои события.
Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры немного (всего 6-8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, то есть дать каждому участнику возможность назвать и по второму событию.
- Ведущий предлагает всем немного подумать и по очереди, и пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя.
- Далее ведущий предлагает прокомментировать названные годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного героя. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать свою точку зрения. Оказывается, построить интересную, содержательную жизнь, даже в воображении, совсем непросто.
- Завершить игру можно напоминанием о том, что события бывают внешние и внутренние (нередко игра получается неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию для отдела кадров...).
Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь событие, которое могло бы украсить жизнь человека. Немного подумав, участники игры по очереди называют такие события. Задача ведущего - не столько критиковать (а многие по-прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.